Концепция развития школы: идеи, категории и основные принципы

Концепция развития школы: идеи, категории и основные принципы.

Определение перспективы своего развития зависит сегодня от самоопределения школы в следующих образовательных парадигмах:

‒ школа академической учебы;

– школа подготовки к практической жизни компетентного в разных областях человека;

– школа индивидуализированного развития и успеха личности;

– школа мировоззренческого самоопределения и гражданской активности (идеология образовательного развития);

В зависимости от выбора идеологических приоритетов развития соответственно будет акцентировано

‒ содержание школьного образования, его традиционные или инновационные формы (пассивные, активные и интерактивные), технологии и методы учебно-воспитательного процесса, критерии его эффективного осуществления (проблема качества образования), требования к условиям этого процесса (кадровым, научным, материальным, юридическим);

‒ сохранение приверженности или сознательный отказ от образовательных традиций в пользу педагогической инновационности;

‒ самоопределение образовательного учреждения в поле разного понимания субъектами образовательного процесса качеств «Новой школы» (Д.А. Медведев). Для большинства педагогов – это школа учебы и воспитания, для родителей — школа, способная обеспечить успех в дальнейшей жизни, прежде всего, профессиональной, для государства – школа качественного образования, выраженного в идее приоритетного инновационного развития и создания достаточных условий, для общества – открытость школы и возможность общественности участвовать и влиять на школьную жизнь.

Программа развития ГОУ СОШ № 242 ориентирована на современные требования к качеству образования, сформулированные в ФГОС второго поколения, согласно которым «цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач-компетентностей, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи)» (А.М. Кондаков).

Системобразующей основой Программы развития является теория формирования компетенций на основе универсальных учебных действий, базовая для ФГОС второго поколения, а также понимание того, что «в формировании ключевых [в нашей терминологии метапредметных] компетенций необходимо сочетание урочной и внеурочной деятельности, так как  указанные компетенции формируются во всем жизненном пространстве ученика, которое является более широким, чем школьное», – как пишет сотрудник Института теории и истории педагогики РАО И.М. Осмоловская.

Основные методологические принципы Программы Развития школы на 2011 — 2015 годы: вариативности, взаимодополнительности, интегративности и креативности.

Базовое и дополнительное образование и сложившаяся в школе традиция воспитательной деятельности в такой ситуации выступают как элементы единой системы по формированию личности. Интеграция этих элементов должна строиться на основе унификации и единообразия понимания всеми педагогами специфики компетентностного подхода к образованию, с одной стороны, и функционального различения базового и дополнительного образования, и, следовательно, выявления инвариантного и вариативного содержания педагогических технологий при координации целеполагания предметного обучения (программных и элективных курсов) в рамках общей цели формирования метапредметных (ключевых) компетенций.

Подпрограммы и проекты Программы развития ГОУ СОШ № 242 ориентированы на основные положения президентской инициативы «Наша новая школа»: «Новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет» (Д.А. Медведев).

Интегративным элементом взаимодействия и взаимопроникновения образовательного и воспитательного процессов является в Программе развития на 2011 — 2015 годы формирование метапредметных компетенций разного уровня: общекультурных, социальных и общепредметных.

Деятельностный подход, декларируемый как основной в ФГОС второго поколения, является инструментом изменения общей парадигмы образования, где основными новообразованиями выступают: формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (то есть от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов и ценностей); целенаправленная организация самостоятельной и проектной образовательной деятельности ученика и планомерное формирование, создание индивидуальных образовательных траекторий; признание решающей роли сотрудничества в достижении целей обучения и воспитания.

Неотъемлемой частью предлагаемой интегративной модели Образовательного и воспитательного процессов, способствующей созданию условий для устойчивого развития и непрерывного образования и самосовершенствования всех субъектов образовательного процесса, являются:

– динамическая и полифункциональная внутрифирменная система повышения квалификации педагогов;

– инновационная система управления инновационными процессами, приводящая к перераспределению и корректировке административных функций с контролирующих и регламентирующих на стимулирующие;

— организация межпредметных творческих групп педагогов и взаимодействия на надпредметной основе предметных методобъединений;

— организация проектной деятельности учащихся разного уровня (индивидуальная и групповая проектная деятельность на уроке, исследовательская проектная деятельность, участие в организации и проведении социальных акций и долговременных гражданско-патриотических проектах и т.д.);

– гибкая структура мониторинга качества образования, сочетающая оценку прямых и опосредованных эффектов, статистического и аналитического описания  и т.д.

Программа развития ориентирована на образовательные потребности Санкт-Петербурга как мегаполиса:

‒ демографические (эти потребности зависят от городского или провинциального стиля жизни семьи, ее участия в миграционных процессах, давности проживания в городской среде, укорененности в ней, уровня образованности, понимания ценности образования и возможных социальных ролей для разновозрастных и разнополовых общественных групп);

‒ социальные (потребности разных имущественных, профессиональных групп, их культурный уровень, традиции и понимание социального статуса и путей его достижения для своих детей посредством получаемого образования);

‒ этнонациональные (потребность посредством получаемого образования детей сохранить этническую или национальную самоидентификацию семьи  и национальной диаспоры в городе или максимально быстро адаптировать ребенка к поликультурным условиям сверхкрупного города);

‒ политические (потребность в доступном, финансируемом государством или частными лицами, массовом или элитарном, идеологизированном или толерантном, воспитывающем или только обучающем образовании);

‒ культурные (потребность в академическом, общем, широком самоценном или реальном, прикладном, достаточно узко направленном на подготовку к профессии, социальной роли, ценном только в случае социального успеха в школьном образовании).

Сверхкрупный город создает особые, более благоприятные условия для реализации этих образовательных потребностей:

‒ ценность образования для всех групп горожан как основы творческой, социальной и гражданской самореализации личности;

‒ лучшие сравнительно с другими регионами экономические возможности для развития образования;

‒ больший спектр образовательных потребностей и маршрутов социализации молодежи, позволяющей реализовывать разнообразные модели образовательных систем;

‒ возможности научного сопровождения образовательного процесса;

В то же время нельзя не учитывать и проблемные зоны образовательной системы мегаполиса: большое влияние на субкультуру школьников всего разнообразия городской молодежной субкультуры (СМИ, направлений молодежных субкультур, статусов молодежи в городском пространстве, ее ценностных ориентаций и возможности их воплощения), социальное и этнокультурное расслоение общества.

Таким образом, современная петербургская школа должна готовить молодых людей:

‒ для реализации научно обоснованных  и формально выраженных современных потребностей этого города в целом (экономических, социальных, политических, культурных);

‒ для реализации разнообразия образовательных потребностей социальных групп горожан;

‒ для приобщения всех школьников к интегрирующим сообщество горожан традициям и пониманию проблем развития петербургской городской среды (воспитание городом);

‒ для воспитания  учащихся как граждан.

Достижение этих целей определяет стратегию Программы развития ГОУ СОШ № 242 на 2011 — 2015 годы и состав подпрограмм и проектов.

Формирование метапредметных (ключевых) компетенций, как оно понимается в Программе развития ГОУ СОШ № 242 на 2011 — 2015 годы, должно осуществляться на ценностной основе, чем обусловлена необходимость интеграции базового, дополнительного образования и воспитательной деятельности. Осознание интегративного потенциала образовательной и воспитательной среды школы нашло свое отражение в основных направлениях программы развития.

«Новая школа» требует «нового учителя», способного к устойчивому развитию и самообразованию, так как только творчески работающий учитель, открытый к инновациям, способен реализовывать идеи компетентностного подхода к образованию, являясь субъектом коллективной деятельности. На формирование такого учителя нацелена подпрограмма «Учитель XXI века»

Идея непрерывного образования как ценности и метапредметной компетенции нашла отражение в проекте «Образовательный процесс — шаг в будущее», который включает в себя подпроекты «Одаренные дети», «Поверь в себя», в соответствии с идеей президента РФ «Наша новая школа — школа для всех».

Формирование социальных и общекультурных компетенций определяет направленность гражданско-правового и нравственного воспитания, нацеленного на освоение учащимися единого историко-культурного, географического и государственного пространства России и осознание культурной традиции как актуальной ценности для каждого человека и гражданина России. Этому посвящен проект «Человек — гражданин — патриот», включающий в себя подпроекты: «Виртуальный музей: от боевой славы полка до истории повседневности», «История моей школы: учителя, выпускники, родители», «Моя семья: от традиции рода до традиции страны», газета «Филин», девиз которой: «Только подлинное событие может стать информационным», «Гражданское самосознание: от знаний к действиям», «Так здорово — физическая культура, спорт, валеология».

XXI век — век информации. Овладение информационными компетенциями значительно шире овладения ИКТ, которые являются инструментом развития и саморазвития, образования и самообразования, самовыражения и сотрудничества. Такое понимание информационных технологий и информационной культуры заложено в подпрограмму «Информационная культура: от диалога с компьютером до диалога с миром».

Оставить комментарий